Порядок государственной регистрации ИП: оформление индивидуального предпринимательства

businessman with laptop

Необходимость регистрации предпринимательской деятельности лиц, не имеющих специального юридического образования, а также ее порядок регламентируются Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ. Регистрация ИП осуществляется в тех налоговых органах, которые находятся только по месту постоянного проживания физического лица-заявителя, процедура не является бесплатной – установлена государственная пошлина.

Порядок регистрации ИП

Перед подачей заявления на регистрацию требуется определить вид своего будущего занятия и подобрать соответствующие коды ОКВЭД, перечисленные в Общероссийском классификаторе кодов экономической деятельности. Их четкое определение поможет в дальнейшем избежать проблем с налоговыми органами и наложения штрафных санкций.

Способы подачи документов

  • Самостоятельно — самый простой способ для людей, которые имеют возможность лично посетить налоговые органы и не сомневаются в правильности и комплектности собранных документов.
  • Самостоятельно по почте — этот способ подходит для тех лиц, которые проживают не месту своей основной регистрации и не желают воспользоваться услугами сторонних лиц. Заявление и сопутствующую документацию для государственной регистрации отправляют единым конвертом с уведомлением о доставке (подробности отправления корреспонденции можно уточнить в почтовом отделении). Также проверить получение своих документов налоговыми органами заявитель может, воспользовавшись официальным сервисом Налог.ру.
  • Через доверенное лицо — это также абсолютно законный порядок подачи документации для регистрации. Способом пользуются те люди, которые по любым причинам не имеют возможности самостоятельно собрать пакет документов или не желают затрачивать собственное время на визит в налоговые органы. Доверенное лицо может быть как представителем независимой юридической фирмы, специализацией которой является государственная регистрация ИП, так и приближенным к заявителю человеком. Если регистрация осуществляется через сторонних специалистов, то потребуются дополнительные финансовые затраты на оплату их труда (расценки на их услуги начинаются от тысячи рублей). Способ хорош тем, что специалисты потребуют оригиналы документов, необходимые копии с которых сделают самостоятельно, а от человека, прибегнувшего к их помощи, потребуется лишь проставить личную подпись в заполненном заявлении.

Перечень необходимых документов

Список документации, которая требуется для успешной регистрации ИП, установлен статьей 22.1 главы VIII.1 Федерального закона. Порядок государственной регистрации предусматривает подготовку следующих документов:

Заявление по утвержденной форме Р21001, которое содержит паспортные данные ИП и сведения о будущей деятельности (коды ОКВЭД). Заявление (чистый бланк) можно распечатать самостоятельно или взять в налоговых органах, а заполнить его можно и от руки, и машинописным способом. Важно – порядок подготовки документации не предусматривает наличия исправлений в подготовленном заявлении!

Документы, удостоверяющие личность заявителя:

  • для граждан РФ — паспорт гражданина Российской Федерации (копия);
  • для иностранных граждан — документ, подтверждающий личность иностранного гражданина, — копия;
  • для лиц без гражданства — документы, подтверждающие отсутствие гражданства (копия).

Важный момент — порядок регистрации требует наличия в представленных документах точных сведений о месте и дате рождения заявителя, в противном случае потребуется и копия свидетельства о рождении. Лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, также необходимо предоставить копию документа, подтверждающего законное право заявителя жить и работать на территории РФ.

Если в документе, который удостоверяет личность, не будет точных сведений об адресе места жительства заявителя, то потребуется и соответствующий документ, устанавливающий факт регистрации по месту проживания.

Несовершеннолетним заявителям (российским законодательством допускается регистрация несовершеннолетних ИП) в обязательном порядке потребуется доказать свою дееспособность, то есть представить либо соответствующее судебное решение, либо согласие родителей или же свидетельство об уже заключенном браке.

Для всех заявителей потребуется справка об отсутствии уголовного преследования и судимостей, которую можно получить только в органах внутренних дел (по установленной форме).

Документ, подтверждающий то, что уплачена государственная пошлина.

Государственная пошлина имеет фиксированный размер — 800 рублей. Оплата производится в любом отделении Сбербанка РФ и фактом ее оплаты является чек, выдаваемый после передачи специалисту банка денежных средств (сохраните его копию).

Заявление на перевод на упрощенную систему налогообложения — при необходимости.

Порядок подачи документов

После того, как документы будут собраны, в случае самостоятельной подачи физическое лицо предоставляет их в налоговые органы по месту своего жительства.

Специалисты налоговых органов обрабатывают полученные документы и вносят сведения об индивидуальном предпринимателе в специальный общероссийский реестр — статья 8 129-ФЗ устанавливает 5-дневный срок обработки заявления.

После выполнения всех процедур заявителю выдается один из самых важных документов — ОГРНИП — свидетельство о том, что физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, отпечатанное типографским способом на специальном бланке. Вместе с ним должны выдать:

  • выписку из единого государственного реестра ИП (ЕГРИП) — потребуется для открытия расчетного счета;
  • выписку по Форме 2-3-Учет (постановка физического лица на учет в налоговом органе).

В зависимости от внутренних правил работы налогового органа могут быть выданы следующие документы (в противном случае их нужно будет запросить):

  • специальное уведомление о регистрации в ПФР;
  • специальное уведомление из Росстата.

Нужно помнить, что в ряде случаев регистрация ИП заканчивается отказом по причинам также установленным 129-ФЗ:

  • Недоукомплектованность представленного пакета документов, заявление с исправлениями, наличие неточностей, описок, ошибок или предоставление документов в не тот налоговый орган.
  • Судимость заявителя.
  • Банкротство заявителя, произошедшее в течение одного календарного года до момента подачи заявления о регистрации ИП.

В этом случае порядок государственной регистрации требует привести документы в надлежащий вид и подать заявление в нужный налоговый орган повторно по истечении возможных сроков судимости или через год после официального банкротства. В случае окончательного отказа в государственной регистрации уплаченная пошлина возврату не подлежит.